ПЦК Музыки
Некрасовский колледж - ПЦК Музыки
 

 

Наш адрес:
196247,
г. Санкт-Петербург, ул. Кубинская, 32


(812) 374-00-72 - директор
(812) 375-99-15 - приемная комиссия

Некрасовский педагогический колледж Openstat

 

 

Дисциплина "Индивидуальная музыка "

По специальности  050709 - "Преподавание в начальных классах"

 

Дисциплина «Индивидуальная музыка» в системе подготовки учителя выполняет образовательные, воспитательные и развивающие функции.


Индивидуальные занятия музыкой в педагогическом колледже с опорой на дисциплину «Музыкальное воспитание» дают знания и навыки, необходимые для проведения внеклассных форм музыкального воспитания детей в образовательной школе, а также – для интеграции с другими предметами общеобразовательного и психолого-педагогического циклов.


Дисциплина «Индивидуальная музыка» является неотъемлемой частью предмета «Музыкальное воспитание» в колледже и позволяет студентам не только освоить инструмент фортепиано в пределах 2-3 класса ДМШ (для начинающих студентов), а для имеющих музыкальную подготовку – улучшить свои знания и умения по предмету, успешно осуществлять музыкально-эстетическое воспитание. Применив практику владения инструментом в своей будущей профессиональной деятельности, как широкопрофильные специалисты-педагоги.


В процессе инструментальной подготовки происходит практическое познание музыкального.. языка, интенсивное развитие музыкального мышления, формируется способность оперировать художественными образами, музыкально-теоретическими понятиями.


Усвоение сущности музыкально-выразительных средств, с помощью которых выявляется художественный образ и содержание произведений, создает базу собственного музыкального опыта, составляющего основу для творческой деятельности, практического применения знаний.


Форма обучения - индивидуальные занятия - естественно раскрывают возможности музыкальной педагогики как человековедения, позволяющие обращаться к духовной сфере личности и дифференцированно направлять развитие психологических процессов: мышления, памяти, воображения, художественно-творческих и музыкально-личностных особенностей студентов, в том числе профессионально-значимых качеств.


Таким образом, через комплексный подход обучения предмету создается педагогическая основа для моделирования основных свойств творческой личности педагога.


ЦЕЛИ:

1.   Формирование общей музыкальной культуры студентов, способности передавать ее в условиях современного начального образования;
2.   Воспитание гуманистического и творческого начала личности;
3.   Развитие общих интеллектуальных, художественных, творческих и музыкальных способностей студентов.

ЗАДАЧИ:

1.   Обучить основным, элементарным навыкам игры на фортепиано ( для начинающих ) и совершенствовать навыки выразительного ( художественного ) исполнения в работе со студентами, имеющими музыкальную подготовку;
2.  Дать элементарные знания и навыки чтения с листа, транспонирования, умения подбирать по слуху, аккомпанировать;
3.  Подготовить студентов к проведению внеклассных форм музыкальных занятий в системе начального образования через: пополнения репертуара детских песен, разучивание их с использованием навыка исполнения мелодии вокально и на инструменте с аккомпанементом, тактированием и элементами дирижирования.
4.   Систематически расширять музыкальный кругозор, знакомя студентов с произведениями различных жанров и стилей, уделять большое внимание изучению русской музыки (народной и композиторской), включая ее лучшие образцы в программу каждого семестра.
5.   Развивать эмоциональное и художественное восприятие на основе слушания музыки и умения анализировать стиль, музыкальную форму произведения и его художественное содержание и смысл.

ОБОСНОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс индивидуального обучения в педагогическом колледже строится на основе органического сочетания принципов общепедагогических наук и музыкального искусства.


Инструментальная подготовка овладения культурой исполнения музыкальных произведений и школьного репертуара предполагаёт интеграцию различных аспектов музыкальных дисциплин:


1.   Теории музыки — основы грамотного прочтения и осознания нотного текста.
2.  Владение общими принципами исполнения вокальной партии в школьных песнях.
3.   Связь с хоровым дирижированием (элементы - внимание, дыхание, вступление и тактирование).
4.   Музыкальная литература - оформление уроков общеобразовательного цикла.
5.   Активное     целенаправленное     восприятие     художественного     образа     в музыкальных произведениях через слушание   музыки.


Таким образом, дисциплина «Музыка» («индивидуальная музыка» включает комплекс музыкальной деятельности во взаимосвязи с дисциплиной "Музыкальное воспитание") составляет цельное явление - художественно-музыкальное образование студентов высшего педагогического колледжа.
На начальных этапах обучения для развития музыкальной памяти, кинестических ощущений, а также для мобильного (ускоренного) изучения материала, акцент делается на анализ структуры музыкальной формы (построение): мотив, фраза, предложение и повторение (точное и варьированное, квадратность построения, особенности пьесы).


Основная нагрузка по дисциплине "Музыка" ложится на практические занятия на уроке (метод закрепления, повторения) с педагогом, поэтому урок становится предельно насыщенным по содержанию и строится с учетом индивидуальных возможностей конкретного студента.

ЗНАНИЯ, приобретаемые в процессе изучаемой программы:
•   Знания элементарной теории музыки в пределах 1-3 кл. ДМШ для начинающих студентов, для играющих - совершенствование знаний по предмету.
•    Знание песенно-вокалыюго репертуара для использования во внеклассных формах работы с детьми.
•    Музыкально-теоретические знания: жанры, формы, средства музыкальной выразительности, содержание музыки в репертуаре также для использования во внеклассных формах работы с детьми (беседа, викторина, концерт).

УМЕНИЯ, в системе подготовки учителя:
•   Самостоятельно разбирать простейшие пьесы, ориентироваться в музыкальном материале, прежде всего в песенном.
•   Выразительно-осмысленно, грамотно исполнить пьесу на инструменте, спеть песню.
•   Подбор с несложным аккомпанементом песни (с цифровкой), транспонирование мелодии, если это необходимо.
•   Подбор музыкальной иллюстрации для уроков общеобразовательного цикла (межпредметные связи). "
Проведение беседы о музыке, музыкальные игры, викторины, тематических концертов с использованием инструмента.

НАВЫКИ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Техника игра на фортепиано (для начинающих студентов).
-    посадка за инструментом, организация всех звеньев руки и пальцев;
-   правильное звукоизвлечение, координация движения рук при одновременной 
игра двумя руками;
-   грамотное использование музыкально-исполнительских средств: штрихи -legato, non legato, staccato, динамические оттенки f, p, подвижные нюансы < >, фразировка, темпы, различные сложные ритмические сочетания, ритмы;
-    исполнение песен под собственный аккомпанемент или соло:
-    детские песни
песни о школе и об учителях
-    песни из м\ф и кинофильмов
-    популярные песни прошлых лет
-    молодежные песни
-    песни зарубежной эстрады
-    вокальные произведения классиков (для играющих)

Итоговый контроль дисциплины: зачетное занятие.
Программа дисциплины предназначена для студентов 1, 3-5 курсов, как без предварительной подготовки, так и для студентов с музыкальной подготовкой: - от 2-4 лет обучения; с музыкальной подготовкой 5-7 лет обучения ДМШ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ КАЖДОГО КУРСА

1 КУРС. (1-2 семестр)

В первом семестре («Развитие музыкально-слуховых представлений и изучение нотной грамоты») основное внимание концентрируется на изучении основ нотной записи, развитии музыкально- слуховых представлений и элементарной организации пианистического аппарата.
Во втором семестре («Навыки одновременной игры двумя руками») закрепляются умения и навыки первого семестра, осваиваются навыки одновременной игры двумя руками в пределах 1 класса ДМШ на основе первичных музыкальных жанров (песня, танец, марш). Осваивается навык исполнения мелодии с тактированием и простейшим аккомпанементом. Слушание и анализ музыки через призму внеклассной работы с младшими школьниками.

3 КУРС. (5-6 семестр)

В пятом семестре (тема «Западноевропейская музыка эпохи барокко и классицизма») продолжается освоение инструмента на основе знакомства с двухголосной фактурой как элементом полифонии и опыта игры музыкальных произведений западноевропейских композиторов эпохи барокко и классицизма. Продолжается развитие музыкально-слуховых умений и навыков:
- гармонизация мелодической линии
- транспонирование ее с аккомпанементом в другие тональности.
В шестом семестре («Романтизм в творчестве западноевропейских композиторов Ф.Шуберт, Р.Шуман «Пьесы для детей») закрепляются знания, умения и навыки предыдущего семестра, изучаются легкие пьесы (1-2 пьесы) композиторов романтиков, гамофонно-гармонический стиль записи фактуры, а также осваиваются с применением на практике элементы музыкальной грамоты: тональность, буквенные обозначения, лад, основные тяготения ступеней лада, функции в подборе и транспонировании песенного репертуара.

4 КУРС.(7-8 семестр)

  В седьмом семестре («Западноевропейская музыка для детей») изучаются
классические произведения Ф.Шопена и Э.Грига в ансамбле с педагогом по разделу «Слушание», повторяются и закрепляются знания, умения и навыки в исполнении пьес предыдущего семестра. На новом материале осваиваются более сложные технические приемы игры: мелизмы, аккордовая техника (арпеджио в аккомпанементе и координация рук при исполнении различных штрихов).
В восьмом семестре ("Русская фортепианная музыка 19 века для детей") - изучение на инструменте музыкальных пьес М. И. Глинки, П. И.Чайковского, А. Гречанинова и др. композиторов как сольно, так и в ансамбле для практического применения во внеклассной работе с младшими школьниками. Эмоционально-образное восприятие музыки и художественно-выразительное исполнение ее на инструменте (пьесы и песни)

5 КУРС. (9-10семестр)

В  девятом     семестре  («Образно-эмоциональное  исполнение  музыкального      произведения через художественный анализ формы и содержания») Усвоение музыкального материала через обращение к детской музыкальной литературе русских композиторов 19-20 веков (С.Прокофьев, Д.Шостакович и др.) 
В десятом семестре ("Мои любимые пьесы": Повторение и закрепление пройденных тем и музыкальных произведений с 1, 3-5 курс") закрепляются и повторяются знания, умения и навыки, полученные студентами в течение всех четырех лет обучения по всем разделам урока: классический, песенный, слушание музыки и ее анализ (беседа), теоретический (нотное письмо, музыкальная грамота транспонирование и подбор, чтение с листа).
Сложность в пределах 2-3 кл. ДМШ.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ КАЖДОГО УРОКА ДЛЯ ВСЕХ ГРУПП ОБУЧЕНИЯ

Для достижения лучших результатов в обучении студентов индивидуальный урок «Музыка» (инструментальное музицирование) состоит из нескольких частей - разделов, которые отражают комплексный подход в развитии индивидуальных способностей студентов, где работа ведется в следующих направлениях:

1.   Инструментальное исполнительство:
-    освоение инструмента на классическом репертуаре пьес русских и
западноевропейских композиторов 18-20 вв., развитие опорно-двигательного
аппарата, моторики, беглости, выразительности исполнения.
2.  Аналитико-познавательная деятельность:
-    освоение нотной грамоты, нотного письма, нотного текста.
3.   Вокальное исполнительство:
-    разучивание и игра различных по жанру и виду песен (фольклор, авторская песня), работа над развитием голосового аппарата (интонация), элементами дирижирования (тактирование), аккомпанементом.
4.   Слушание и анализ музыки:
-   музыкальные произведения исполняются педагогом с целью изучения тем внеклассных занятий, как музыкальная иллюстрация.

В классическом разделе в процессе работы над овладением техникой игры на фортепиано рекомендуется использовать основные  этапы    по    изучению музыкальных произведений (пьес, этюдов, ансамблей, аккомпанемента): исполнение педагогом музыкальной пьесы.