ПЦК Музыки
Некрасовский колледж - ПЦК Музыки
 

 

Наш адрес:
196247,
г. Санкт-Петербург, ул. Кубинская, 32


(812) 374-00-72 - директор
(812) 375-99-15 - приемная комиссия

Некрасовский педагогический колледж Openstat

 

 

 

Лекция-концерт "Рахманинов - певец "Серебряного века"

автор - Романова С.А.

 

   С.В. Рахманинов — замечательный композитор, величайший пианист, выдающийся дирижер.
   Творческий облик его многогранен. Его музыка несет в себе богатое жизненное содержание. Она впечатляет мужественной силой, мятежным пафосом. Встречаются в ней и образы глубокого душевного покоя, озаренные светлым и ласковым чувством, полные нежного лиризма.
   Рахманинов - выразитель романтических тенденций, характерных для русского искусства конца 19-го и начала 20-го веков.
   Особенности рахманинского творчества коренятся в сложности и напряженности русской общественной жизни, в огромных потрясениях, которые пережила страна за последние двадцать лет перед Октябрем. Определяющими для мироощущения композитора стали с одной стороны - страстная жажда духовного обновления, радостное предчувствие грядущих перемен, что было связано с подъемом всех демократических сил в канун и первые годы первой русской революции, а с другой стороны - предчувствие приближающейся грозной стихии пролетарской революции, по своей сущности и историческому смыслу непонятной для большинства русской интеллигенции того времени. Именно в этот период в музыке Рахманинова чувствуется острый драматизм, мучительная тоска, настроения трагической обреченности.
    С.В.Рахманинов родился в 1873 г. На новгородской земле и всю свою жизнь слагал «песнь о России». Его музыка неотделима от православия и русской природы, русской души и от исконных мелодий. Национальный характер музыки в глубокой связи с народной русской песней, с городской романсово-бытовой культурой конца 19-го и начала 20-го века, с творчеством Чайковского и композиторов «Могучей кучки». В музыке Рахманинова отразились поэзия народной песенной лирики, образы народного эпоса, характерный для русской музыки 19-го века восточный элемент, картины русской природы. Он почти не использовал подлинных народных тем, а лишь чрезвычайно свободно, творчески развивая, вводил в сочинения характерные элементы русских песен.
    Своеобразным средством воплощения национального колорита было использование древнерусского церковного пения, а также широкое и многообразное претворение в музыке колокольных звучаний: праздничного перезвона, тревожного набата, переливов бубенцов.
   Дарование Рахманинова - лирическое по своей природе. В этом отношении творческая индивидуальность Рахманинова родственна натуре Чайковского,    Сближает их, в первую очередь, господствующая роль широкой, протяжной, песенной мелодии.
   Раньше всего были признаны и получили известность фортепианные и вокальные произведения композитора, Так в 17 лет он создал свой первый фортепианный концерт, а в 19 лет, в 1892 году написал оперу «Алеко», свою дипломную работу, которая сразу же получила признание и была поставлена в Большом театре в Москве.
   Фортепьянная музыка — наиболее важная и обширная область творчества Рахманинова. Здесь раньше всего развернулся талант композитора, были созданы самые яркие совершенные произведения. Самым значительным и зрелым образцом среди произведений малых форм, одним из известнейших его сочинений стала прелюдия до-диез минор. Сжатая, цельная по форме, прелюдия насыщена страстными и мятежными чувством, трагедийным пафосом и сильными контрастами. Заключение прелюдии напоминает замирающий перезвон колоколов. Так широко используемый Рахманиновым впоследствии музыкальный образ колоколов впервые появился именно в этой прелюдии.
(Звучит прелюдия до-диез минор), соч. 3 №2.
    Прелюдии Рахманинова охватывают, как и циклы прелюдий Шопена и Скрябина все мажорные и минорные тональности. Они выделяются разнообразием содержания, художественной законченностью, в них содержатся все главнейшие признаки фортепьянного стиля композитора. Рахманинов значительно расширил содержание прелюдии как одного из главных видов лирической фортепианной миниатюры. Не ограничиваясь лирикой, Рахманинов вводит в свои прелюдии монументальные героико-эпические и жанрово-народные образы. Прелюдии Рахманинова - сравнительно крупные пьесы, обильно насыщенные виртуозностью. Во многих из них явственно выступает концертный характер.
   Примером этому является прелюдия си-бемоль мажор (соч. 23 №2), Торжественно-героическая, монументальная, проникнутая пафосом ликования, она своим богатырским, эпическим складом родственна некоторым образцам оперной и симфонической музыки Глинки, кучкистов. Героическое, победное начало придают этой музыке звучание праздничных фанфар и перезвон колоколов.

(Звучит прелюдия си-бемоль мажор. сос. 23 №2).

   Романсы по своей популярности соперничают с его фортепианными произведениями, Рахманиновым написано около 80-ти романсов. Большинство их сочинено на тексты русских поэтов второй половины 19-го и рубежа 20-го веков.
Романс   Рахманинов   трактовал   как   область   выражения   в   основном лирических чувств и настроений. К жемчужинам вокальной лирики Рахманинова по праву относится романс на слова Екатерины Бекетовой «Сирень». Музыка этого романса   отмечена   замечательным   слиянием   лирического   чувства   и   образов природы.

(Звучит романс «Сирень»)

   В фортепианной музыке светлую романтическую лирику мы отмечаем в «Мелодии» Рахманинова. Широкая мелодия, полная глубокого мечтательно-восторженного чувства, так характерная для жанра романса, еще более подчеркивает вокальную природу музыки.

(Звучит «Мелодия» ми минор).

   В некоторых романсах Рахманинова чувствуется связь с народной песней, при этом он не стремится к воспроизведению всех особенностей народного стиля. Примером может служить песня-романс «Полюбила я на печаль свою» (стихи Т. Шевченко в переводе А.Н. Плещеева). По содержанию песня связана с темой рекрутчины, а по стилю и жанру с плачем. Это драма одинокой женщины-солдатки.

(Звучит песня-романс «Полюбила я на печаль свою»).

Одним из лучших образцов лирической пейзажной музыки Рахманинова является прелюдия ре мажор (соч. №4). Музыка ее наполнена солнечным теплом и светом. Прелюдия навеяна, несомненно, образами русской природы. Об этом говорит ее тема широкого песенного русского склада. Характер этой музыки вызвали у И. Е. Репина представление об «озере в весеннем разливе, русском половодье».

(Звучит прелюдия ре мажор, соч. №4).
Совершенно особое место в вокальной лирике Рахманинова занимает гениальный «Вокализ», написанный в 1915 году и посвященный великой русской певице А.В. Неждановой. Он примыкает к романсам, в истоках своих связанных с русской песенностью. О связи «Вокализа» с русской протяжной песней говорит широта мелодии, неторопливый и, как кажется «бесконечный» характер ее развития. Музыка столь выразительна и содержательна, что композитор счел возможным отказаться от поэтического текста; «Вокализ» можно назвать русской «песней без слов».

(Звучит «Вокализ»).

   Этюды-картины Рахманинова - произведения, прежде всего, художественного, а не «этюдного» плана. В этих пьесах Рахманинов рассказывает о своем представлении внешнего мира: о море, о зимнем пути, о злобно крутящейся вьюге, о сценах из народного быта.
Среди этюдов-картин лирического типа выделяется большой ми-бемоль минорный этюд (соч. 39 №5). Это одно из самых замечательных произведений Рахманинова. Открытость чувства, свобода и задушевность лирического высказывания сочетаются в этом произведении с ораторским пафосом, с романтической приподнятостью. На музыке этого этюда лежит отпечаток мужественности и силы: в ней выражено чувство гордого сознания красоты и могущества свободной человеческой личности « Человек - это звучит гордо», - вслед за Горьким утверждает своей музыкой Рахманинов.

(Звучит этюд ми-бемоль минор, соч. 39№5)

   Вершиной русской православной музыки начало века стали духовные сочинения Рахманинова «Всенощное бдение» и «Литургия Святого Иоанна Златоуста».
В заключение прозвучит фрагмент из «Всенощного бдения», музыкальная молитва «Богородице, дево, радуйся».

(Звучит «Богородице, дево, радуйся» в исполнении хора).

   Слова А. Белого: « Ударил серебряный колокол» - можно было бы поставить эпиграфом ко всему творчеству С.В. Рахманинова, который был одним из «колоколов» серебряного века.