Дисциплина "Музыка и методика преподавания"
для студентов 3-4 курсов
по специальности 050709 - "Преподавание в начальных классах"
Дисциплина "Музыка и методика преподавания" в системе подготовки учителя начальных классов, выполняет образовательные, воспитательные и развивающие функции.
Дисциплина "Музыка и методика преподавания" тесно связана с факультативными дисциплинами музыкально-эстетического цикла колледжа: "Музыкальное воспитание", "Индивидуальная музыка", "Хоровое пение".
В дисциплине "Музыка и методика преподавания" сконцентрированы практические и теоретические аспекты музыкально-эстетического образования будущих учителей: музыкознание, методика преподавания, вокально-хоровая работа. Это позволяет студентам не только освоить основные закономерности музыкального искусства, но и успешно осуществить музыкально-стетическое воспитание в своей будущей проессиональной деятельности, стать компетентными специалистами
Цель дисциплины - Развитие общей музыкальной культуры студентов, способности передавать ее в условиях современного начального образования.
Задачи дисциплины:
-
Дать базовые знания в области теории и методики музыкального воспитания и художественного образования младших школьников.
-
Подготовить специалистов к проведению внеклассных занятий в системе начального образования.
-
Развить музыкальные способности и вокально-хоровую культуру студентов.
Обоснование структуры дисциплины:
Содержание дисциплины «Музыка и методика преподавания» интегрирует несколько необходимых для музыкального развития будущих учителей разделов музыкознания:
- методику воспитания младших школьников;
- методику проведения «Внеклассных форм»;
- методику проведения уроков в начальной школе
(для студентов с уровнем музыкальной
подготовки: «Музыкальная школа»).
Программа дисциплины предназначена для студентов III и IV курсов по специальности 0312 «Начальная школа».
Тематические разделы курса
III курс, 1-2 семестры.
В I разделе («Введение в музыку») характеризуется музыка как вид искусства, раскрываются элементы музыкальной грамоты и основные закономерности музыкального искусства: средства музыкальной выразительности, содержание и формы в музыке, жанры музыкального искусства; развиваются певческие умения студентов (вокально-хоровая работа).
IV курс, 1 семестр.
II раздел («Содержание музыкального воспитания и обучения младших школьников») посвящен раскрытию целей и задач музыкального воспитания, видов детской музыкальной деятельности и содержанию уроков музыки в школе (Программа Д. Б. Кабалевского).
IV курс, 2 семестр.
II раздел продолжает изучение содержания уроков музыки в школе; раскрывает формы и методы организации музыкальной деятельности, характеризует внеклассные формы музыкального воспитания младших школьников. В заключение проводится анализ программ и учебников по музыке в начальных классов.
Знания, приобретаемые в процессе изучаемой программы:
-
Основные закономерности музыкального искусства, знания о жанрах, формах, о средствах музыкальной выразительности, о содержании музыки.
-
Знания основ методики музыкального воспитания (структура, содержание и организация уроков музыки, формы внеклассной работы), методов музыкально-эстетического воспитания.
Умения в системе подготовки учителя:
-
Умение ведения беседы о музыке с детьми (информационной и эвристической)
-
Умение анализировать музыкальное произведение
-
Умение выявить педагогический потенциал
-
Умение организовать и провести внеклассные формы музыкально-эстетического воспитания (беседа, викторина, музыкальная загадка, музыкальная игра, тематический концерт, музыкальный юбилей).
Навыки музыкально – исполнительской деятельности.
Вокально – хоровые навыки:
-Певческое дыхание
-Осмысленно – выразительная дикция
-Навык хорового вокального интонирования
-Ансамбль
-Строй
-Умение грамотно использовать музыкально – исполнительские средства (динамику, тембр, фразировку, характер звуковедения)
- выразительное исполнение на основе художественного восприятия образа.
Компоненты подготовки компетентного специалиста:
-
Укрепление голосового аппарата будущего специалиста речевой профессии
-
Овладение репертуаром вокальной музыки (народные песни разных стран мира, вокальные произведения классиков, молодежные песни, песни из мультфильмов и кинофильмов, песни о школе и учителях, детские песни).
-
Развитие способности ведения беседы о музыке с детьми формирует учителя в целом:
- развивает речь, ораторские способности;
- увеличивает словарный запас;
- улучшает культуру речи;
- развивает эмоциональность высказывания, динамику
речи, артистизм, ясность дикции;
- развивает логику мышления;
- развивает творческие способности;
- развивает общую культуру;
- формирует способность самостоятельного решения
проблемы.
Итоговый контроль дисциплины:
Зачетные занятия.