Дисциплина: "Музыкальное воспитание"
для студентов 1 курса
по специальности 050709 - "Преподавание в начальных классах"
Дисциплина "Музыкальное воспитание" в системе подготовки учителя выполняет образовательные, воспитательные и развивающие функции.
Дисциплина "Музыкальное воспитание" связана не только с дисциплинами музыкально-эстетического цикла ("Индивидуальная музыка", "Ритмика"), но и с дисциплинами образовательного цикла ("Литература", "ИЗО", "История", "Иностранные языки", "МХК").
В дисциплине "Музыкальное воспитание" сконцентрированы практические и теоретические аспекты мызыкально-эстетического образования: музыкознание, вокально-хоровая работа. Это позволяет студентам не только освоить основные закономерности музыкального искусства, но и успешно осуществлять музыкально-эстетическое воспитание в своей будущей профессиональной деятельности, осуществлять межпредметные связи, т.е., реализовывать в будущей работе педагогический потенциал музыкального искусства.
Цель дисциплины - развитие общей музыкальной культуры студентов, способности передавать ее в условиях современного образования.
Задачи следующие:
1. Подготовить студентов к осуществлению межпредметнх связей;
2. Развивать вокальные способности и вокально-хоровую культуру студентов.
Обоснование структуры дисциплины
Содержание дисциплины "Музыкальное воспитание" интегрирует несколько необходимых для полноценного музкального развития будущих учителей разделов музыкознания:
- историю музыки
- музыкальную литературу
- пение
В содержании дисциплины объединены различные виды искусства и науки: литература, философия, изобразительное искусство, архитектура, история.
Программа дисциплины предназначена для студентов 1 курса.
Тематические разделы курса
1 курс, 1 семестр
В первом разделе ("Введение в музыку") раскрываются основные закономерности музыкального искусства:средства музыкальной выразительности, единство формы и содержания.
1 курс, 2 семестр
Общая систематизация жанров по исполняемым средствам. Новый стиль в музыкальной культуре ХХ века.
Знания, приобретаемые в процессе изучаемой программы:
- основные закономерности музыкального искусства;
- знания о жанрах, формах, средствах музыкальной выразительности, о содержании музыки;
- знание исторических этапов развития западноевропейской музыкальной культуры
Умения в системе подготовки учителя
- умение вести беседу о музыке с детьми
- умение анализировать музыкальное произведение
- умение подобрать музыкальные иллюстрации для уроков общеобразовательного цикла
Навыки музыкально-исполнительской деятельности
Вокально-хоровые навыки:
- певческое дыхание
- осмысленно-выразительная дикция
- навыки хорового интонирования
- ансамбль